Mazda RX-8 2003 Mazda RX-8 2003

Mazda RX-8 2003

А вместо сердца - пламенный ротор!

Рассказать друзьям:

Скажите, вы знаете много автомобилей, с атмосферных двигателей которых при объеме в 1,3 л снимается 231 л. с.? Возможно, вы знакомы с двигателями, раскручивающимися до 9000 об/мин?  Уверены, многие наши читатели догадались, о чем идет речь – ведь на сегодняшний день существует только один двигатель, обладающий подобными характеристиками – Mazda Renesis, и только один автомобиль, на который этот двигатель устанавливают – Mazda RX-8.

А вместо сердца - пламенный ротор!

Mazda RX-8 начала свою историю с появления концепт-кара RX-Evolv, представленного  в 1999 году на знаменитом своей эпатажностью Токийском автосалоне. Одной из главных «фишек»  этой концептуальной разработки была конструкция кузова – 4-дверное купе, а также открывающиеся против хода задние двери. Несмотря на неординарность таких решений, все они практически без изменений были сохранены на серийной модели.

Уже первый взгляд на Mazda RX-8 сообщает о бескомпромиссности этого 4-местного купе. Колеса с низкопрофильной резиной R18 убедительно вписали в агрессивный кузов и расставили по углам, дабы улучшить управляемость. Работа над развесовкой, максимальное облегчение кузова, спортивные настройки подвески – над всем этим с предельной тщательностью работали японские конструкторы, желающие придать автомобилю действительно драйверские повадки. Так, передняя подвеска – типа McPherson, с параллельными треугольными рычагами (двухрычажная), задняя – многорычажная. Интересно, что в задней оси применен самоблокирующийся межосевой дифференциал.

Следует отметить – распашные двери (система Freestyle) совсем не нарушили жесткость и прочность кузова, лишившегося центральной стойки. Дело в том, что силовой каркас автомобиля «завязан» на мощный центральный тоннель, дополненный подрамниками, внушительными поперечинами и вертикальными силовыми брусьями в задних дверях.  Есть в салоне и 6 подушек безопасности SRS (фронтальных двухступенчатых, боковых, шторок безопасности), а также системы ABS, DSC, EBD, EBA и TCS.

А вместо сердца - пламенный ротор!

Даешь с 1,3 литра объема 231 лошадиную силу!

Пресловутый роторно-поршневой двигатель (РПД) Mazda Renesis 13В-REW устанавливается на все Mazda RX-8. Название этого двигателя произошло от слов Rotary ENginE geneSIS (дословно – «происхождение роторного двигателя»).  Идея и реализация «двигателя внутреннего сгорания, в котором энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, совершающего вращательное или вращательно-возвратное движение относительно корпуса», принадлежит немецкому конструктору и изобретателю Феликсу Ванкелю (Felix Wankel) (1902-1988). Первый РПД, созданный им, заработал в 1957 г., хотя теоретические упоминания о подобной конструкции встречаются в документах еще ХVІ века (тогда она именовалась «коловратной»). Чтобы лучше понять преимущества и недостатки роторно-поршневого двигателя, остановимся подробнее на принципе его работы. Внутри цилиндра-статора по особой траектории, именуемой эпитрохоидой, движется скруглено-треугольной формы ротор,  выполняющий фактически функции поршня. Он делит углами своих граней цилиндр на три замкнутых (герметичных) зоны, в которых последовательно происходит впуск топлива, сжатие, горение и выпуск. Таким образом, за одно вращение (360°) ротор выполняет все те процессы, что и обычный поршневой двигатель, и в конечном итоге использует силу давления сгорающих газов для вращения эксцентрика вала. Скользя по поверхности цилиндра-статора, ротор вращается с помощью двух небольших шестеренок, одна из которых закреплена на самом роторе, а вторая – на торце цилиндра.

Итак, отмечаем первые преимущества – отсутствие поршней, клапанов, распредвалов делает роторно-поршневой двигатель проще и надежнее (отсутствует возвратно-поступательное движение деталей цилиндро-поршневой группы), а, кроме того, тише, легче. РПД меньше по габаритам; соответственно, лучше развесовка автомобиля. Можно сделать вывод, что постоянное вращение ротора обеспечивает ровную тягу во всем диапазоне оборотов (крутится РПД до 8000-9000 об/мин). Немаловажна и феноменальная мощностная отдача РПД – с фактически единственного в мире серийного двухсекционного роторно-поршневого двигателя Renesis объемом 1,3 л снимают более 190 л. с. без всякого турбонаддува!

Интересно, что конструктивно Renesis имеет два ротора и две роторные камеры объемом 0,654 л каждая и ряд оригинальных усовершенствований по сравнению с классическим двигателем Ванкеля. К ним относится система S-DAIS (Sequential-Dynamic Air Intake System, система использования инерции всасываемого воздуха) с тремя впускными отверстиями на каждый ротор, бензовоздушная впрыскиваемая смесь, пластиковый впускной коллектор с изменяемой геометрией, двустенный выпускной коллектор, а также дроссельная заслонка с электронным управлением.

Итак, именно высокие показатели КПД роторно-поршневого двигателя и есть тем фактором, ради которого и существует весь этот «сыр-бор». Ведь становятся очевидными и недостатки – очень высокие требования к качеству металла цилиндра и ротора и  высочайшая точность их подгонки друг к другу. А все это, естественно, ощутимо удорожает производство двигателя. Кроме того, представьте себе, что произойдет из-за естественного износа трущихся частей и уплотнителей углов ротора?  Правильно, не будет обеспечена герметичность камер и нарушится цикл  впуск-сжатие-горение-выпуск. Именно из-за этого фактора роторно-поршневые двигатели считают  недолговечными и неремонтопригодными. Отчасти это верно (современные ДВС могут выхаживать до 1 000 000 км без капремонта), но давайте посмотрим на цифры. Заявленный срок службы Renesis от Mazda  – 300 000 км, затем двигатель попросту заменяется, не ремонтируясь. Скажите, но на многих ли из своих автомобилей вы проезжали более этого километража? То-то же!

А вместо сердца - пламенный ротор!

Теперь поговорим о таких вещах, как расход топлива и масла. Из-за специфической формы камеры сгорания экономичностью Renesis похвастаться не может – если ездить на RX-8 активно, на высоких оборотах, то 20-25 л рекомендованного производителем Аи-98 на 100 км пути «скушаются» со скоростью повышения цен на топливо в этом году.  Однако, несмотря на высокий расход топлива, экология не страдает – мотористам Mazda удалось загнать априори «грязный» роторно-поршневой двигатель в строгие нормы Euro 4.  Что касается расхода масла (оригинальное минеральное Mazda Dexelia Ultra 5W30), то владельцу RX-8 следует приготовиться к его доливу из расчета 1 л на 1000 км минимум.  Может быть и больше, все зависит от стиля вождения. Не следует забывать и про ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ прогрев роторно-поршневого двигателя – во-первых, «на холодную» высокие обороты его быстро загубят, во-вторых, мощность будет совсем не та, что «на горячую». Существуют вопросы и по заводке двигателя Mazda RX-8 в холодное время года. Техническое обслуживание роторно-поршневого двигателя немного отличается от обслуживания обычного поршневого «движка». Кроме стандартной замены эксплуатационных жидкостей и фильтров необходима более частая замена спаренных свечей зажигания – каждые 5000 км и замена масла каждые 10 000 км, а также после зимы (для справки: масло на модели Mazda3 производитель рекомендует менять каждые 20 000 км). Обслуживание Mazda RX-8 необходимо проводить исключительно на официальной СТО – с регламентными и ремонтными работами по такой экзотике, как роторно-поршневой двигатель, отечественные «левши» знакомы плохо. Уникальный двигатель RX-8 агрегатируется с 5- либо 6-ступенчатой механической коробкой передач в зависимости от мощности двигателя (в различных модификациях может составлять 192, 231 или 240 л. с.).

Треугольный стиль!

Салон Mazda RX-8 встречает водителя очень оригинальным «треугольным» стилем, намекающим на роторное сердце, живущее под капотом. Треугольные прорези в спинках сидений, треугольная ручка коробки КПП…

Посадка в RX-8, как в настоящем спорткаре, – низкая, с вытянутыми вперед ногами. Само сиденье – жесткое, с выраженным профилем боковой поддержки в области бедер и талии. Сидеть удобно, а все органы управления под рукой – отпускать удачного диаметра и толщины руль хочется только для того, чтобы взяться за не менее эстетичную, короткоходную ручку 6-ступенчатой «механики». Справа от селектора коробки разместился рычаг стояночного тормоза, формой своей рукоятки явно намекающий на предназначение прохождения поворотов в управляемом заносе. Способствует спортивной атмосфере и высокий трансмиссионный тоннель, разделяющий салон на… четыре выраженных кокпита, не тесных, но и не особо просторных.  

Приборная панель выполнена в привычном для японского бренда стиле – три раздельных прибора-колодца. Причем центральное место занял тахометр с градуировкой до нешуточных 10 000 об/мин, а вот циферблат спидометра… отсутствует. Цифровые показания скорости индицируются на ЖК-экране, размещенном прямо на тахометре.

Посадка на второй ряд сидений необычная, но, в общем-то, удобная. Размещенные в «обратном» направлении задние двери открываются на 83°, но только после  того, как будут распахнуты передние двери. А центральная стойка отсутствует! Сидеть сзади удобно даже рослым пассажирам, при этом центральный тоннель-хребет может выполнять роль подлокотника; еще в нем есть боксы и подстаканники.

Интересно, что в компактном купе Mazda RX-8 весьма вместительный багажник – 290 л. И хотя проем его крайне неудобен для погрузочных работ, но зато такой объем позволяет использовать RX-8 как настоящий GT для дальних путешествий! Только помните о том, что «запаски»  в Mazda RX-8 не предусмотрено – а есть лишь компрессор и тюбик с герметиком для «лечения» прокола шины. 

Роторное ускорение!

Заводка роторно-поршневого двигателя, как и его глушение, имеют ряд особенностей. При кручении стартера его необходимо подержать еще 2-3 секунды  после того, как двигатель заработал, иначе последний попросту заглохнет. В момент старта творению Ванкеля нужно «помочь» легким нажатием на педаль акселератора и дать полноценно прогреться. Выключая же двигатель, обороты надо повысить до 4000 об/мин и держать их таковыми в течение 5-10 с. Такой маневр необходим для того, чтобы выработать топливо из камер сгорания – оно не должно оставаться в роторном механизме, особенно в холодную погоду. Кроме того, обездвижить RX-8, оставив ее «на передаче», не получится – рекомендуем пользоваться стояночным тормозом.

РПД звучит совсем не так, как поршневой. Его необычный звук весьма приятен для слуха – он свистяще-шипящий «с металлом в голосе». И это, пожалуй, тот редкий случай, когда о хорошей шумоизоляции автомобиля можно пожалеть. Чтобы послушать спортивное звучание ротора при наборе оборотов, приходилось открывать окна… 

Пристегиваемся, стартуем! Обзорность с места водителя Mazda RX-8 имеет свою специфику, присущую, впрочем, любому купе – это широкие передние стойки и маленькие боковые зеркала заднего вида, размер которых принесли в жертву аэродинамическим показателям. 

Педаль сцепления достаточно жесткая, и чтобы автомобиль банально  не дергался при старте,  обороты двигателя надо поддерживать на уровне 3000-3500 об/мин: как известно, малая тяга в низах – особенность роторно-поршневых двигателей. Зато, что касается всего остального диапазона, – это просто праздник какой-то!..

А вместо сердца - пламенный ротор!

Источник: Тест-драйв
  • Тест-драйв Mazda RX-8: Чувство полета Чувство полета

    В половине восьмого утра октябрьское солнце еще только собиралось продираться сквозь густые низкие облака. Перед зданием гостиницы в аэропорту Копенгагена, рядом с вереницей всегда готовых к работе таксистов, выстроилась ...
    Купи Авто

  • Тест-драйв Mazda RX-8: "Адский отжиг" "Адский отжиг"

    Как правило, объем двигателя в 1.3 литра может вызвать лишь усмешку у владельцев быстрых автомобилей, на которых стоят атмосферные/турбированные двигатели на 4-5 литров, но всегда существует хотя бы одно исключение из ка ...
    Autonews

  • Тест-драйв Mazda RX-8: КПД от РПД КПД от РПД

    Странные все-таки вещи происходят в нашей стране — родной автопром застрял еще в юрском периоде, но тем не менее кроме японцев практически только мы пытаемся выпускать автомобили с роторно-поршневым двигателем небезызвес ...
    МКМобиль